Ирбег Маргиев, молодой этнограф! Канал Иудзинад.
Новый выпуск передачи «Адæмы ныхас», наш гость — Ирбег Маргиев, молодой этнограф! Ваш канал Иудзинад.
Новые факты военной организации предков осетин
Вспоминая 26 августа 2008-го года
Санакоев Алан: – Для меня известие о признании нашей независимости не было неожиданностью. Не было ни удивления, ни радости, ни слез. Пройдя через площадь, я просто поднялся на кладбище, к могилам своих друзей, и сообщил им эту новость... Именно около могил я понял, что мои друзья погибли не напрасно.
Цховребов Владимир: – Первой мыслью, пришедшей в голову после услышанного, было: «Неужели?»... Ведь мы ждали этого признания долгие годы... Пройдя, кажется, через все круги ада. После, в кругу семьи, за столом, как и положено, я поднял рог. Было сказано за погибших с 1989 года, за героизм ребят, за Великую Россию.
Август… Трагичный и победоносный
«Дарьял» выступает за сохранение Осетии в прежних границах
Общественная организация "Дарьял", занимающаяся защитой интересов выходцев из Трусовского, Гудского, Дарьяльского ущелий и сел Кобинской котловины создала сайт своей информационно-аналитической газеты http://www.kobag.ru/. Члены «Дарьяла» поднимают вопрос сохранения Осетии в прежних границах, этот вопрос обсуждался и в дебатах перед выборами президента Южной Осетии.Целями организации «Дарьял» в соответствии с уставом являются: - объединение усилий выходцев из названных регионов «для реализации и защиты правовых, социальных, экономических, творческих, возрастных, национально-культурных и других общих интересов, а также содействие дальнейшему социально-экономическому развитию вышеназванных районов, сохранению и обогащению историко-культурного наследия;- содействие созданию условий для восстановления устойчивого хозяйственного, социально-экономического присутствия осетинского населения в Трусовском, Гудском, Дарьяльском ущельях и в селах Кобинской котловины».
Для достижения своих целей организация «выступает участником гражданско-правовых отношений; принимает участие в политической деятельности, проводить массовые мероприятия (собрания, митинги, демонстрации и т.п.); идейно, организационно и материально поддерживает выходцев из Труссовского, Гудского, Дарьяльского ущелий и сел Кобинской котловины; получает от органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления информацию, необходимую для реализации своих целей и задач; вносит предложения в органы власти и управ».
Актёры цардаей
Народ должен знать своих героев!
Нам сейчас трудно представить, как можно жить без связи.
Бывают случаи, когда в момент наибольшей опасности для жизни люди оказываются отрезанными от внешнего мира.
Так, в 2008 году, в ходе очередного грузино-осетинского военного конфликта жители Южной Осетии столкнулись с ужасами войны. Перегруженность сотовой связи угнетала и добавляла особый трагизм хаосу, в котором находилась вся республика.
Неприметный герой
Те, кто пережили ужасы той страшной войны, мгновения, когда приходилось смотреть смерти в глаза, ощущать его огненное дыхание, уже никогда не смогут этого забыть.
Почти двадцать лет жизни в условиях перманентной войны, находясь по роду своей профессиональной деятельности в центре событий - освещая события жизни молодого государства, включая то и дело вспыхивающие боевые действия, я, уже морально была готова ко всему. Но не к такому. К тому, что было в августе 2008 года, никак нельзя было подготовиться, даже моя буйная фантазия не могла представить весь ужас, который нам готовили наши южные соседи.
Расстрел 13 коммунаров. Палачи и жертвы
В истории вооруженных конфликтов всегда есть эпизоды, которые становятся знаковыми. Такие события-символы как «расстрел под Хатынью», «бомбардировка Хиросимы», «атака на Перл-Харбор», «бойня в деревне Сонгми» ассоциируются с конкретными событиями. Подобные символы есть и в Южной Осетии. В новейший период – это Зарская трагедия, а с первым геноцидом южных осетин связан факт расстрела 13 коммунаров.
О том, как были расстреляны участники движения за независимость Южной Осетии написано много. Известны и их имена. В общих чертах описана и сама казнь у селения Прис. Но оставались неизвестны имена убийц и детали злодеяния. Считается, что коммунары пали жертвой грузинских гвардейцев, захвативших летом 1920 года Цхинвал. А среди расстрельщиков был Артем Лохов, имя которого в народе стало символом национального предательства. Между тем, при всей верности такого положения, правда оказалась более шокирующей.
«Царциаты калак» – древний город на территории Южной Осетии
Расстрел 13 коммунаров. Палачи и жертвы
О том, как были расстреляны участники движения за независимость Южной Осетии написано много. Известны и их имена. В общих чертах описана и сама казнь у селения Прис. Но оставались неизвестны имена убийц и детали злодеяния. Считается, что коммунары пали жертвой грузинских гвардейцев, захвативших летом 1920 года Цхинвал. А среди расстрельщиков был Артем Лохов, имя которого в народе стало символом национального предательства. Между тем, при всей верности такого положения, правда оказалась более шокирующей.
О том, как Алания присоединилась к России и стала называться Осетией
Интерес к истории российско-осетинских отношений не ослабевает уже много лет. События августа 2008 г. лишь обострили внимание к историческим сюжетам XVIII в. Заинтересованное обсуждение будет продолжаться: порукой тому политическая актуальность судеб современной Осетии.
Признание Республики Южная Осетия и установление дипломатических отношений с Российской Федерацией наполняет события XVIII в. особым значением. В свою очередь, яркая история предков сообщает дополнительную глубину и осмысленность деяниям наших современников.
Самое время оглянуться на прошлое, напомнить известные факты и прояснить обстоятельства, которые помогают правильно понять исторический выбор, сделанный осетинским народом почти три столетия назад.
В средневековом мире осетины были известны под именами «аланы» (на Западе), «асы» (на Востоке), «ясы» (в Восточной Европе), «осы» (в Закавказье).
Средневековое Аланское государство описано в восточных, византийских, западноевропейских и кавказских хрониках. По свидетельству императора Константина Багрянородного, в византийском рейтинге государств Алания располагалась выше Хазарии и Киевской Руси. Царский дом состоял в тесных родственных связях с правителями многих стран. На аланках были женаты, например, братья и сыновья Юрия Долгорукого, ближайшие предки московской династии Рюриковичей.
Трагическая перемена судьбы ожидала Аланию в XIII-XIV вв.: монгольское завоевание и жестокие войны с Тимуром обернулись демографической катастрофой, разрушением государства, полной потерей равнинных земель. Чтобы представить масштабы постигшей Аланию катастрофы, достаточно вспомнить об утраченной аланской письменности, известной по надежным источникам с VI в. До наших дней дошли лишь несколько коротких текстов XI-XIV вв. Вместе с городами, придворными и церковными центрами грамотности исчезли профессиональные отрасли культурной деятельности, прервались широкие внешние связи.
Вышел в свет исторический труд Л. Чибирова «Осетинская этнографическая энциклопедия»
Работа над этим фундаментальным изданием велась более десяти лет, и не имеет аналогов на всем постсоветском пространстве. Людвиг Алексеевич привлек к работе над ним большую группу ученых Северной и Южной Осетии, Москвы, Санкт-Петербурга и Северного Кавказа. Энциклопедия представляет собой почти тысячестраничный фолиант, который содержит более четырех тысяч статей с иллюстрациями.
Клятва на крови
Кровавое лето 1920 года. История одного геноцида
Осетинам на юге Осетии был утроен геноцид, в основе которого лежал принцип национальной неприязни. А стремление подавить большевистскую Фронду было просто поводом, но никак не причиной. Ни традиционная пророссийская настроенность осетин, ни популярность большевизма в Южной Осетии не могли быть причиной уже только потому, что среди осетин были меньшевики, а среди самих грузин масса пророссийских политиков.
Чтобы понять события тех лет вернемся к периоду, когда было свергнуто самодержавие, и на просторах царской России складывался новый мир. И мир этот был разнообразным и многоцветным, не таким однозначным, каким он представлялся нам в учебниках советской истории. После свержения самодержавия в регионах России царила политическая вольница. В каждом уголке бывшей единой страны к власти приходили разные партии, при этом и другие партии продолжали свою деятельность, рассчитывая на политический реванш. В 1917-1921 годах в Грузии при абсолютном лидерстве меньшевиков, действовали партии эсеров, большевиков и анархистов. П
Забытый праздник
Многовековая история южных осетин насчитывает немало важных, судьбоносных этапов. Об одних из них нам напоминают архитектурные памятники, мемориальные доски и работы историков. Другие и поныне являются предметом исследования историков. Некоторые из таких событий совершенно справедливо возведены в ранг государственных праздников или памятных дат.
Свидетелями событий новейшей истории Южной Осетии являемся мы с вами. Нас не должна покидать уверенность в том, что и наши потомки будут достойно отмечать такие даты, как «Кровавое рождество» 6 января 1990 г., День референдума 19 января 1992 г., «День Конституции» 8 апреля 2001 г., «День памяти и скорби» 20 мая 1992 г., «День независимости» 29 мая 1992 г., «День миротворца» 14 июля 1992 г., «День мужества и народного единства» 23 ноября 1989 г., «День Республики» 20 сентября 1990 г., «День признания независимости Республики Южная Осетия» 26 августа 2008 г. и ряд других. Это наша история, эти даты свидетельствуют о самоотверженной и долгой борьбе южных осетин за национальную идею и государственную независимость.
Южная Осетия. Год за годом (1951 г.)
Государственная торговля в этот период становится главным организатором товарообмена в автономной области. В 1951 году в ЮОАО было реализовано хлопчатобумажной ткани на 2 млн. 688 тыс. рублей, сахара – 112 тонн, кондитерских изделий – 109,3 тонн, крупяных изделий – 50 тонн, мяса – 136 тонн, масло растительное – 20,7 тонн, рыбных товаров – 75 тонн, вина, коньяка и шампанского жители автономии выпили аж на 1 млн. 630 тысяч рублей. Все это торговалось в 99 торговых предприятиях, в том числе продовольственных магазинов – 14, промтоварных – 10, продовольственных киосков и ларьков – 7, развозок и разносок – 7. Последнее представляло собой торговлю с автомашин и специальных тележек-ларьков.
Перспективы археологии или как нам сохранить историческую кладовую Южной Осетии
Впервые Осетия привлекла внимание ценителей старины со всего мира в XIX веке. В 1869 году в горах Осетии был большой паводок. Вешние воды вызвали обвал одной из террас левого берега реки Гизельдон близ с.Кобан (Северная Осетия). В обрыве открылись древние захоронения с массой бронзовых вещей. Земли эти принадлежали местному землевладельцу – алдару Хабошу Канукову, который решил подзаработать на продаже находок из обнажившихся могил. Прошло совсем немного времени, и перед изумленным взглядом любителей древностей в молодом тогда Кавказском музее Тифлиса предстали присланные из сурового ущелья Гизельдона предметы вооружения и украшения удивительной красоты и неожиданно гармоничной пластики. Х.Кануков, став первым представителем «черных археологов», фактически монополизировал все раскопки, сделав находки предметом продажи.
Традиционные верования. Переход от теории к практике
К 100-летию со дня рождения Героя Советского Союза Кочиева Константина Георгиевича
В настоящее время малая родина Кочиева К.Г. - Республика Южная Осетия, а его большой Родиной, доблестным сыном которой он вошел в историю, был Союз Советских Социалистических Республик (СССР). Этому государству он дал военную присягу и с честью ее сдержал.
Детство и школьные годы Кочиева Константина (Коста) прошли в селе Тонтобет и городе Цхинвал. Мальчик отличался трудолюбием, немногословием, смелостью, чувством справедливости, отличным физическим развитием, хорошо учился, увлекался спортом - борьбой, тяжелой атлетикой.
После окончания школы поступил в ФЗУ (Фабрично-Заводское Училище) в г. Тбилиси, где овладел специальностью слесаря.
Осетины глазами русских и иностранных путешественников
Давид Эристави, грузинский князь (1786 год):
«…В июле я, имеретинский князь Давид Эристави Рачинский был направлен царем Имерети Давидом к царю Грузии Ираклию… на границе со своею свитой и охраной достиг грузинского села Авневи. В ту ночь напали на нас осетины, было их пятьдесят человек. Там я попал в плен и увели меня, три дня и три ночи вели по горам в свою деревню Хцева (Хвце - сост.)… В деревне той живет шестьдесят дымов, свободные они. Там спускается исток реки Лиахвы; место скалистое и поросшее лесом, а плодовых деревьев нет, растут лишь бук, тис, ель и самшит. Урожай пшеницы снимают малый, а ячменя родится много; из ячменя варят пиво, квас и водку. Разводят овец, коз, коров, быков, лошадей, свиней, кур и ослов. Свиней они едят и считают себя христианами…
Великаны Кавказа. Вымысел или реальность древнего мира?
В каждом из циклов осетинского эпоса есть упоминание о великанах-уаигах. С великанами имеют дело нарты Сослан, Сырдон, Батрадз. Одни нарты сражаются с великанами, другие применяют против них хитрость. Как бы то ни было, для нартов великаны существа из вражеского окружения. Как впрочем, и большинство соседних народов. Но за народами, проживающими у границ страны, закрепляется право на реальное существование, тогда как великаны-уаиги рассматриваются исключительно как существа вымышленные.
Санакоев Ванка – осетинский Ушинский
В Дзау Санакоевых было немало. При этом они делились по патронимам, по предкам отцовской линии: Цуциевы, Дзидзоевы, Дзигаевы, Батоевы… Ванка относился к Батоевым. Поэтому в свое время Ольга Ханикаева свои воспоминания о Ванка Санакоеве озаглавила «Бататы Ванка» (журнал «Фидиуæг» №8 1981)
Осетины глазами русских и иностранных путешественников
«…Асса (Алания – К.Х.) – из седьмого климата, из городов западной половины обитаемой части света. Область Русь расположена поблизости к нему. Кутаба – из больших городов Асса. Большая часть его населения обитает в степях и на лугах. Богатство их в основном верховые животные и скот, живут благодаря им. Из этой области вывозят мех.
Мужчины Асса крепкие и рослые. Большая часть (их) христиане. В настоящее время из этой области вывозят в Рим и Мавераннахр (Центральная Азия) большое количество военных доспехов, деревянную посуду, невольников. Некоторые женщины той области с красивой внешностью… Из обычаев их это то, что когда кто-либо ворует, его привязывают к дереву и так оставляют до тех пор, пока не помрет и не разложится. По этой причине в той области воров мало, двери лавок и домов день и ночь оставляют открытыми и нет надобности в сторожах».
Леонид Тибилов подписал Указ о создании Комиссии по увековечиванию памяти национально-освободительной борьбы Южной Осетии и жертв геноцида
В своем Указе глава государства напомнил, что «на пути к свободе и независимости, за многие годы своей героической борьбы народ Южной Осетии вынес тяжелейшие испытания и принес неисчислимые жертвы».
Исходя из того, что Национально-освободительная борьба Южной Осетии и жертвы геноцида, осуществляющегося Грузией в отношении осетин, должны быть увековечены в памяти поколений, Леонид Тибилов распорядился образовать Комиссию при Президенте Республики Южная Осетия и поручил комиссии в месячный срок разработать и представить план соответствующих мероприятий.
В состав Комиссии вошли:
Поездка «Симд» в Никарагуа - прорыв в культурной жизни Южной Осетии, - мнение
Отрадно отметить, что культурное развитие Республики не стоит на месте. Поездка творческого коллектива Государственного ансамбля «Симд» 17 февраля с концертной программой в Никарагуа - большой прорыв в культурной жизни нашей Республики.
До этого, конечно же, тоже были гастроли и поездки, но чтобы выезжать так далеко и представлять там свою Республику - такого не было. Также хочу отметить, что коллективу ансамбля недавно сделали подарок в виде нового современного здания. Это, на мой взгляд, будет в значительной мере способствовать новым творческим достижениям «Симда». Ведь несмотря на то, что до этого у «Симда» не было собственного здания, коллектив все же работал, выезжал с концертными программами в Россию.
Цитаты о патриотизме. Часть 2
Сухомлинский В. А.
День, что прожит был без пользы отчизне, я вычеркиваю напрочь из жизни.
Салмон М.
Для отечества сделано недостаточно, если не сделано все.
Робеспьер М.
Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами родине, его человеческое достоинство — силою его патриотизма.
Чернышевский Н. Г.
Дары данайцев - что означает это выражение
Уши у выражения дары данайцев растут из мифов древней Греции. Все знают историю о знаменитой осаде города Трои. Троя была древнегреческим городом-колонией в Малой Азии на территории нынешней Турции. Ее много лет безуспешно пытались взять под свой контроль данайцы – представители одного из древнегреческих племен.
Взять город приступом не получалось, поэтому данайцы решили взять непокорных троянцев измором, осадив Трою. Но троянцы никак не хотели сдаваться, больше десяти лет длилось это противостояние… Тогда данайцы решили действовать хитростью. По совету мифического героя Одиссея они изготовили статую огромного деревянного коня. Внутрь коня спрятался отряд данайских воинов.
Ирбег Маргиев: «Для изучения всего разнообразия мира наших предков, потребуется работа не одного поколения ученых…»
История в фотографии
Сидят (слева на право): Федр Гаглоев (Гафез), Резо Чочиев, Лади Газзаев, Пауле Санакоев, Елиоз Бекоев, Георгий Джаттиев.