Древности Армении или Нераскрытая тайна могилы аланского царя
Многие из наших читателей, кто интересуется аланским периодом истории осетинского народа, без сомнения слышали о Матенадаране – крупнейшем в мире хранилище древнеармянских рукописей. Именно здесь, по общему убеждению, могут храниться не представленные еще миру сведения об аланах. И это неудивительно, ведь в этой библиотеке находится более 10 тысяч древних манускриптов и около 40 тысяч отрывков произведений, созданных в V-XVIII вв. Однако тайны, как оказалось, хранит не только Матенадаран.
Есть мнение, что имеющиеся в книгохранилище Матенадарана тексты об аланах уже все введены в научный оборот, и ожидать каких-то новых открытий не стоит. Возможно, это и так. Но даже сегодня там, где, кажется, все исхожено историками и археологами неожиданно обнаруживаются сокровенные свидетельства старины. В том числе в той же Армении, где, казалось бы, не осталось уголка, не изученного армянскими и зарубежными исследователями.
Недавно волею случая мне удалось познакомиться на просторах интернета с заметкой российской путешественницы Елены Шуваевой, решившей вместе с друзьями пройтись по Армении пешим маршрутом. Одним из этапов ее знакомства с этой древней землей стал монастырь Татев и его окрестности. Меня заинтриговал небольшой эпизод путешествия, напрямую связанный с историей осетин. Чтобы не быть голословным приведу отрывок из ее путевых записок:
«...Наш путь сегодня пролегает от Татевского монастыря в ущелье реки Воротан, через средневековый мост, часовни, караван-сарай и покинутую деревню Аржис. Весь путь – 20 км. Конечная точка – новое поселение Аржис. Итак, вперёд… Крутой спуск, затем таинственная, полная шорохов, дорога через разолесье и сосновый бор …Проходим заброшенное село Крдерь, впереди безымянная часовня и караван-сарай, время постройки которых пока не определено, поскольку место это труднодоступное, а посему не изученное. В часовне на лето обосновались пастухи. Недалеко виднеется другая часовня, вызывающая гораздо больший интерес. Называют ее местные жители – могилой аланского царя. …И вот, мы стоим в часовне, именуемой могилой аланского царя. Часовня состоит из двух комнат, в каждой – по могиле. Над одной из могил надгробный камень с нетрадиционным для Армении оформлением, но с армянской надписью на древнеармянском письме-грабар. На камне изображен всадник. Скорее всего, здесь и покоится некий аланский царь, который, возможно, тоже уверовал во Христа и был убит на армянской земле. Второе надгробие отличается скромностью в оформлении. Вокруг часовни разбросаны каменные кресты-хачкары с очень интересными вариациями креста. Покидаем места с сожалением, потому что нам остаётся лишь строить догадки, не имея никаких точных сведений. В общем, тайну этой часовни необходимо разгадать, а в этом могут помочь те, кто владеет грабаром…»
Поначалу эта информация озадачила – как могла оказаться могила аланского царя в глухом горном ущелье Армении? Подсказку дала сама Елена Шуваева, связавшая это захоронение с действующими лицами произведения «Мученичество Сукиасянцев», которое принадлежит к наиболее древним памятникам древнеармянской литературы. В его основе лежит предание, восходящее к I в. н.э., времени борьбы христианства против древних религий. Кстати, этот манускрипт хранится в том же Матенадаране.
Коротко о сюжете легенды. Был такой знатный алан Баракад, прибывший с аланской царевной Сатаной (Сатеник) в Армению. Согласно договору между армянским и аланским правителями был заключен династический брак, которым была прекращена многолетняя вражда.
Этим брачным союзом армянское царство не только обезопасило себя от дальнейших притязаний аланского царя, но и получило в его лице мощного военно-политического партнера. В Армении Баракад и его 16 знатных спутников принимают христианство и удаляются для молитв в горную местность. По прошествии времени аланский царь посылает к ним гонца с требованием вернуться на Родину. Баракад, получивший при крещении имяСукиаси его спутники отказываются. За неповиновение они были убиты аланскими эмиссарами. Такова в общих чертах легенда о Сукиасе (Баракаде) и егоаланскихсподвижниках.Кстати, и сегодня еще Сукиас и его аланские сподвижники почитаются армянской апостольской церковью как святые.
Думаю, это сообщение о существовании в Армении могилы аланского царя для абсолютного большинства наших читателей стало новостью. Как, впрочем, и для значительной части историков Осетии. Поэтому, полагаю, что этот вопрос стоит изучить более подробно. И как один из первых шагов – организовать поездку к храму, где располагается древнее захоронение.
До сегодняшнего дня известно несколько объектов, которые связывают с именем аланского царя. Есть могила легендарного Ос-Багатара в с.Нузале, царский статус которого не определен до конца. И кенотаф, предположительно аланского царя Дорголеля, который хранится в Ставрополе на территории местного музея. Впрочем, если верить легенде о сукиясанцах и сам Сукиас (Баракадра) царем не являлся. Он был лишь «вторым по достоинству». Тут может быть два объяснения: либо Сукиас армянами воспринимался все-таки как царь, либо в могиле другой правитель, скрывавшийся в Армении после своего смещения с престола.
На многое могла бы дать ответ расшифровка надписи на могильной плите, выполненная на грабаре – древнеармянском языке. Сегодня есть специалисты, владеющие этим архаичным языком, так как он еще используется при службах в армянских церквах. Так что в этой части проблем не должно быть, конечно, при условии, если этой проблемой заняться.
Пока что необходима инициатива. Глава МИД РЮО Д.Медоев, являющийся также и археологом, мог бы посодействовать организации совместной армяно-осетинской экспедиции. Тогда, возможно, что и тайна аланского царя, нашедшего упокой вдали от своей Отчизны, приоткроет нам свою завесу. А пока решаются вопросы организационного характера, в Армению можно было бы послать для начала съемочную группу юго-осетинского телевидения.
Р.Кулумбегов
Есть мнение, что имеющиеся в книгохранилище Матенадарана тексты об аланах уже все введены в научный оборот, и ожидать каких-то новых открытий не стоит. Возможно, это и так. Но даже сегодня там, где, кажется, все исхожено историками и археологами неожиданно обнаруживаются сокровенные свидетельства старины. В том числе в той же Армении, где, казалось бы, не осталось уголка, не изученного армянскими и зарубежными исследователями.
Недавно волею случая мне удалось познакомиться на просторах интернета с заметкой российской путешественницы Елены Шуваевой, решившей вместе с друзьями пройтись по Армении пешим маршрутом. Одним из этапов ее знакомства с этой древней землей стал монастырь Татев и его окрестности. Меня заинтриговал небольшой эпизод путешествия, напрямую связанный с историей осетин. Чтобы не быть голословным приведу отрывок из ее путевых записок:
«...Наш путь сегодня пролегает от Татевского монастыря в ущелье реки Воротан, через средневековый мост, часовни, караван-сарай и покинутую деревню Аржис. Весь путь – 20 км. Конечная точка – новое поселение Аржис. Итак, вперёд… Крутой спуск, затем таинственная, полная шорохов, дорога через разолесье и сосновый бор …Проходим заброшенное село Крдерь, впереди безымянная часовня и караван-сарай, время постройки которых пока не определено, поскольку место это труднодоступное, а посему не изученное. В часовне на лето обосновались пастухи. Недалеко виднеется другая часовня, вызывающая гораздо больший интерес. Называют ее местные жители – могилой аланского царя. …И вот, мы стоим в часовне, именуемой могилой аланского царя. Часовня состоит из двух комнат, в каждой – по могиле. Над одной из могил надгробный камень с нетрадиционным для Армении оформлением, но с армянской надписью на древнеармянском письме-грабар. На камне изображен всадник. Скорее всего, здесь и покоится некий аланский царь, который, возможно, тоже уверовал во Христа и был убит на армянской земле. Второе надгробие отличается скромностью в оформлении. Вокруг часовни разбросаны каменные кресты-хачкары с очень интересными вариациями креста. Покидаем места с сожалением, потому что нам остаётся лишь строить догадки, не имея никаких точных сведений. В общем, тайну этой часовни необходимо разгадать, а в этом могут помочь те, кто владеет грабаром…»
Поначалу эта информация озадачила – как могла оказаться могила аланского царя в глухом горном ущелье Армении? Подсказку дала сама Елена Шуваева, связавшая это захоронение с действующими лицами произведения «Мученичество Сукиасянцев», которое принадлежит к наиболее древним памятникам древнеармянской литературы. В его основе лежит предание, восходящее к I в. н.э., времени борьбы христианства против древних религий. Кстати, этот манускрипт хранится в том же Матенадаране.
Коротко о сюжете легенды. Был такой знатный алан Баракад, прибывший с аланской царевной Сатаной (Сатеник) в Армению. Согласно договору между армянским и аланским правителями был заключен династический брак, которым была прекращена многолетняя вражда.
Этим брачным союзом армянское царство не только обезопасило себя от дальнейших притязаний аланского царя, но и получило в его лице мощного военно-политического партнера. В Армении Баракад и его 16 знатных спутников принимают христианство и удаляются для молитв в горную местность. По прошествии времени аланский царь посылает к ним гонца с требованием вернуться на Родину. Баракад, получивший при крещении имяСукиаси его спутники отказываются. За неповиновение они были убиты аланскими эмиссарами. Такова в общих чертах легенда о Сукиасе (Баракаде) и егоаланскихсподвижниках.Кстати, и сегодня еще Сукиас и его аланские сподвижники почитаются армянской апостольской церковью как святые.
Думаю, это сообщение о существовании в Армении могилы аланского царя для абсолютного большинства наших читателей стало новостью. Как, впрочем, и для значительной части историков Осетии. Поэтому, полагаю, что этот вопрос стоит изучить более подробно. И как один из первых шагов – организовать поездку к храму, где располагается древнее захоронение.
До сегодняшнего дня известно несколько объектов, которые связывают с именем аланского царя. Есть могила легендарного Ос-Багатара в с.Нузале, царский статус которого не определен до конца. И кенотаф, предположительно аланского царя Дорголеля, который хранится в Ставрополе на территории местного музея. Впрочем, если верить легенде о сукиясанцах и сам Сукиас (Баракадра) царем не являлся. Он был лишь «вторым по достоинству». Тут может быть два объяснения: либо Сукиас армянами воспринимался все-таки как царь, либо в могиле другой правитель, скрывавшийся в Армении после своего смещения с престола.
На многое могла бы дать ответ расшифровка надписи на могильной плите, выполненная на грабаре – древнеармянском языке. Сегодня есть специалисты, владеющие этим архаичным языком, так как он еще используется при службах в армянских церквах. Так что в этой части проблем не должно быть, конечно, при условии, если этой проблемой заняться.
Пока что необходима инициатива. Глава МИД РЮО Д.Медоев, являющийся также и археологом, мог бы посодействовать организации совместной армяно-осетинской экспедиции. Тогда, возможно, что и тайна аланского царя, нашедшего упокой вдали от своей Отчизны, приоткроет нам свою завесу. А пока решаются вопросы организационного характера, в Армению можно было бы послать для начала съемочную группу юго-осетинского телевидения.
Р.Кулумбегов
Источник - Газета Республика.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.