Феликс ГУТНОВ: ЗАМЕТКИ ПО ИСТОРИИ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ СЕВЕРНОЙ ОСЕТИИ

6 ноября 2014 Общество [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [5328 просмотров]
Еще относительно недавно история осетинских сел оставалась
«практически не разработанной». Данный пробел серьезно
сказывался на полноте исследований по истории Осетии. Понятно,
сколь актуальным стал выход монографии Б.П. Берозова
«Переселение осетин с гор на плоскость» (1980; второе
дополненное и переработанное изд. – 2013). В последнее время
усилиями многих ученых вышли в свет работы по истории
Владикавказа, Дигоры, Чиколы, Беслана, Моздока, Эльхотово и др.
Однако, как правило, они посвящались вопросам основания
равнинных поселений, тогда как проблема структуры и
специфики горных аулов оставалась «за бортом» поисков
ученых. Что и предопределило основную тему исследования автора
данной статьи: воссоздание, в рамках возможностей, прошлого
горных осетинских сел. Ниже мы приводим несколько заметок по
означенной темы.


АБАЙТИКАУ1 // АБАЙТЫХЪÆУ

Развалины селения Абайтикау находятся в левобережье реки
Ардон, восточнее селения Верхний Згид; это крайнее восточное
селение Закинского ущелья. Село часто называлось Захъхъа – как
принято считать, по имени среднеазиатских саков [скифов], давших
наименование всему ущелью. Отсюда можно перейти по перевалам на
территории Трусовского, Джавского и Куртатинского обществ.
Вопросы происхождения ныне существующих населенных пунктов
горной и предгорной территории Центральной Осетии решаются, по
сути, исключительно на материале устной традиции. Отсутствие
иных источников, в первую очередь, и главным образом –
письменных, особую значимость придают историческим преданиям и
родословным. Исходя из анализа памятников устной традиции, Б.А.
Калоев пришел к выводу о появлении последней волны переселенцев
в Закинское ущелье не ранее XVI в. На этот период, подчеркнул
ученый, приходится последняя [третья] волна мигрантов [алан-
осетин] с равнинной полосы Степного Предкавказья. Первые два
потока мощных аланских миграций «туда же вызваны походами Батыя
и Тимура».
Конечно, представители третьей волны обосновались не на
пустом месте, «а на давно обжитом, о чем свидетельствуют
оставшееся от прежних жителей множество названий местностей
[гор, перевалов, рек и пр.], неизвестных заккинцам». В.И.
Абаев2 свою родословную выводил от предков из аула
Цей. Название селения Абайта А.Дз. Цагаева переводит как
«род Абая». В этом ауле, будто бы, жили «Бесоловы,
родоначальником которых был Абай». По его имени назвали селение
Абайта. В то время как собственно Абаевы «жили в селении
Цей и в с. Абайтикау Туалетии».
Альтернативная точка зрения недавно повторена в первом томе
фундаментального исследования топонимики Южной Осетии З.Д.
Цховребовой и Ю.А. Дзиццойты (2013). Осетинским названиям аулов
Абайтæ // Абайтыхъæу // Уæллаг Сыба //
Мидæггаг Сыба в русском языке соответствуют: Абаевы //
Село Абаевых // Верхний Сыба // Внутренний Сыба. Исследователи
обратили внимание на то, что жители Дзадтиатыхъау аул
Абаевых называли иначе – Æхсæйнаг хъæу Среднее
селение.
По рассказам знатоков осетинского фольклора, к местам
первоначального жительства Абаевых как Северной, так и южной
Осетии относятся аулы Агузовых, выходцев из Южной Осетии.
Последние, в свою очередь, на юг попали из Алагирского ущелья. В
постмонгольский период абаевские селения, согласно поискам
ученых, появляются в трех местах Осетии: «1) в Закинском ущелье
селение Абайтикау у истоков реки Закадон; 2) в Сбийском ущелье
[Сбаийаком], селения Средний и Нижний Сба… 3) в Цейском ущелье
Абаевы занимают два населенных пункта. Поселения закинских и
сбий-ских Абаевых, видимо происходивших от одного предка,
разделял Сбийский перевал, где находился спорный покосный
участок, много лет остававшийся причиной постоянной распри между
ними. «В каком из двух ущелий раньше поселились Абаевы,
остается загадкой. Одни считают, что закинские Абаевы являются
выходцами из сбийских [аулов], другие – наоборот» [Калоев Б.А.].
Сторонники второй точки зрения главный аргумент видят в том, что
в монгольский период переселение алан-осетин на юг шло через
Стырхохский перевал в Куртатинском ущелье, расположенный выше
истоков р. Фиагдон. Во всяком случае, во многих фольклорных
памятниках местом изначального поселения далеких предков Абаевых
называется аул Кора. А уже оттуда они, якобы, перешли в
Закинское ущелье. Здесь, судя по некоторым средневековым
памятникам [церкви, склепы, оборонительные сооружения и др.], до
появления прототипа фольклорного героя жили аланы. Среди
закинцев Абай считался «первым поселенцем, основателем села,
названного его именем Абайтикау». Позднее здесь осели
представители более 20 фамилий, также вышедших из других районов
Северной Осетии.
Нельзя обойти вниманием еще одно обстоятельство, связанное с
поиском изначального места жительства Абаевых. По наблюдениям
Б.А. Калоева, югоосетинским Абаевым в Сбийском ущелье
принадлежали два аула – Верхний и Нижний Сба. Данные поселения
заселяли, преимущественно, выходцы из Закки, а кобинские Абаевы
являлись выходцами из вышеупомянутых селений Юго-Осетии. Сам
В.И. Абаев придерживался иного мнения. Ссылаясь на информацию
своего отца, Василий Иванович писал: «все Абаевы произошли из
цейских Абаевых, проживавших в двух населенных пунктах Цейского
ущелья».
Спустя какое-то время Абайтыкау стало многофамильным. Здесь
компактно поселились Бураевы, Медоевы, Ханаевы, Хутиевы,
Цибировы и др.
Письменные источники об осетинских Абаевых встречаются в
средневековых русских и грузинских памятниках, начиная с XVIII
в. Закавказские источники обычно называют эту фамилию с
окончанием швили [сын]. Согласно дарственной грамоте царя
Грузии Ираклия, в 1752 г. Галуа Абашвили получил из казны
жалованье; в грамоте царевича Александра 1793 г. Ико Абашвили
назван «преданным человеком семьи» грузинского царя. Позднее
Абаевы в письме в сословно-поземельный комитет отмечали: наши
предки «служили грузинским царям, охраняя их от нашествия
неправоверных лезгинцев и персиян».
Из российских источников той поры обратим внимание на
обращение в 1758 г. осетинского старшины Осифа [Осипа] Абаева к
императрице Елизавете Петровне с просьбой разрешить осетинам
беспошлинную торговлю своими товарами в Кизляре. Интересно
сообщение Астраханского губернатора Бекетова о посылке в 1763 г.
Иосифа Абаева с письмом к царю Имеретии Соломону.
Интересно, что ни сам Василий Иванович, ни его родственники,
ни исследователи не обратили должного внимания на существование
дигорских Абаевых. В документах по сословному вопросу середины
XIX в. сохранилось предание, согласно которому Абаевы,
Тотоевы, Баевы, Такоевы, Цаллаевы, Хадаевы и Галаевы происходят
от Баслука, жившего в давние времена «в с. Окац» Тапан-
Дигории. За землю они «никому не кланялись и ни у кого
покровительства не искали». Мощь и слава Баслука и его потомков
вошли в поговорку. Если кто был несправедливо обижен, то
проклинал обидчика: «Да постигнет тебя гнев Баслукаевых».
В списке жителей [Вольно-]Христиановского
значатся Абаевы. Здесь в 1878 г. родился осетинский писатель
Шамиль Бекмарзаевич Абаев.
В 1959 г. Б.А. Калоев в селении Верхний Цей записал
предание, согласно которому наиболее ранними жителями Цейского
ущелья были предки Бицоевых и Абаевых. Последние заняли
отдельное селение и дали ему свое имя – Абайтыкау
[«селение Абаевых»].
Судя по рассказу 100-летнего Исмела Ханаева [из сел.
Хъорхъора], зафиксированному в 1921 г. Цоцко Амбаловым,
село Абайтыкау основано Тотырбегом Абаевым, выходцем из
селения Къора Куртатинского ущелья. Он был женат на
дочери дигорских баделят Абисаловых, от которой имел двух
сыновей [Дзанг и Дзанболат]. Еще при жизни Тотырбег заказал себе
медный гроб3, в котором его и похоронили.
По многим вариантам преданий, родоначальник Абаевых прибыл в
Закинское ущелье из куртатинского аула Къора. На этой
территории прежде обитали аланы, на что указывают средневековые
памятники: оборонительные сооружения, церкви, склепы и т.д.
Куртатинскую версию в поисках местожительства предка
Абаевых косвенно подтверждают документы из фонда «Кизлярского
коменданта» за XVIII. в. Так, в «Ведомости всех живущих при
урочище Моздок. 1764-1765 гг.» в записи от 15 июня 1764 г.
обозначены «Куртатинского уезда дворянин Осип Абаев, жена ево
Ханума, у них дети: сын Андрей; дочери: 1я Джанатхан, 2я
Джаналхан». В. аналогичном «Списке жителей Моздока» в разделе
«Осетинской нации» 1764 г. упомянут тот же «Куртатинского уезду
дворянин Осип Абаев» со своей семьей. В «Списке» значится также
«из деревни Кора Густа Абаев» с многочисленным семейством» и
племянником «Чумкелом Абаевым, а во крещении – Иван Васильев».
Последнему, судя по «Ведомости выдачи ржаной муки осетинам,
проживающим в Моздоке», 8 декабря 1765 г. выдали «четыре
четверти». Здесь вновь упомянут «Куртатинского уезда осетинский
старшина Осип Абаев», которому также выдали «четыре четверти».
Таким образом «Куртатинская версия» возникновения Абайтыкау
не лишена оснований.
Согласно записанному в 1959 г. в селении Верхний Цей
преданию, здесь первыми появились предки Бицоевых и Абаевых.
Причем, последние основали аул, названный Абайтыкау.
Старожилы Цея в первые годы советской власти рассказали, что
Абаевы, живущие в Коби по Военно-Грузинской дороге,
верховьях рек Ардон и Большой Лиахвы, а также в некоторых
районах Балкарии, являются потомками цейских Абаевых.
Югоосетинский вариант предания появление Абаевых в
Центральной Осетии, как в южной, так и в северной ее частях,
относит к более отдаленному периоду. Речь идет о принадлежности
Абая, Томая и Гагло к потомкам «Агзариса, сына Агуза,
жившего до монгольского периода».
Изначально Абайтыкау было однофамильным. Спустя какое-
то время здесь компактно поселились Хутиевы, Цибировы, Бураевы,
Медоевы, Ханаевы – выходцы из разных мест Осетии.
В литературе встречаются упоминания об Абайтикау как о
«чрезвычайно древнем и многочисленном ауле», лежащем в глубине
Закинского ущелья. В некоторых источниках имеются сведения о
том, что здесь некогда существовала древняя церковь.
Статистические данные о динамике численности дворов в
Абайтыкау дореволюционного периода в разных источниках не
совпадают. По материалам переписи 1886 г., в одних списках в
ауле насчитывалось 24 дома с общим населением 246 человек, а по
другим – 29 дворов. В 1900 г. население Абайтыкау составляло
298 человек обоего пола. В 1903 г. в ауле насчитывалось 34
двора. Хронологическая таблица плотности населения, как в горах,
так и переселившегося на равнину, взяты, преимущественно, из
работ Б.П. Берозова [см.: Берозов 1980; 2013].
В 1826 г. здесь было 35 дворов; 1866 г. – 23; 1886 г. – 29;
1903 – 34; 1917 – 35; 1921 – 36; 1927 – 22.
В настоящее время селение покинуто жителями.

Некоторые памятники истории и культуры:
На северной окраине села, в 100 м. от р. Закадон расположена
башня Абаевых (Абайты мæсыг).


АЛАГИР

Алагир – буквально «Верхняя Осетия» [осет. Уæллаг Ир].
Основан в 50-х гг. ХIХ в. В наши дни Алагир, административный
центр одноименного района, расположен на реке Ардон при выходе
ее из Алагирского ущелья Большого Кавказа на Осетинскую равнину,
в 54 км к западу от города Владикавказ. Территория – 22, 4 кв.
км.
Зарождение Алагира связано с постройкой небольшого
металлургического завода по обработке сырья, добытого из
полиметаллических рудников, расположенных вверх по ущелью. Хотя
на Кавказе, как правило, поселения вырастали из крепостей,
обеспечивавших безопасность расположенного вблизи населения,
либо – из торговых центров.
Рядом с ним в 1850 г. рабочие серебросвинцового завода и
выходцы из того же ущелья основали поселение, названное
«Горская станица». Позднее поселок изменил свое название, и с
тех пор называется Алагир.
Развитие Алагира связано с зарождением промышленности в
Северной Осетии, особенно – металлургии. Россия остро нуждалась
в свинце для военного производства. Поэтому во второй половине
XVIII в. было организовано несколько экспедиций в различные
уголки империи, в том числе – в центральные районы горной
Осетии. В состав экспедиции входили: первооткрыватель золотых
приисков в Троицком округе, управляющий Кувшинским заводом,
смотритель Екатеринбургской горнозаводской школы С. Вонявин,
специалист по горному делу Александр Кирхнер и ротмистр Терского
казачьего войска Афанасий Батырев. Последний вскоре возглавил
«свою» экспедицию. Она продолжила изучение запасов руды в
Куртатин-ском и Алагирском ущельях. В 1802 г. в Осетию направили
группу во главе с тайным советником, вице-президентом Горной
коллегии, академиком А.А. Мусиным-Пушкиным.
Однако правительство не спешило приступать к промышленному
освоению края, чем воспользовались предприимчивые люди. Так,
каменотес Спиридон Чекалов, трапезундский грек, за 500 руб.
скупил у Алибековых, Бесоловых, Битаровых и Мерденовых
рудоносные участки в Садоне. Рабочих Спиридон нанял в Турции из
своих соотечественников-греков. Как и местные жители, Чекалов
примитивным способом добывал и плавил садонскую руду.
Возросшая потребность в цветных металлах вынуждала
центральную власть ежегодно закупать за границей около 2 млн.
пудов свинца. В Санкт-Петербурге вновь вспомнили о садонских
рудниках. В 1842 г. в Осетию командировали французского
инженера, «горного» чиновника Картерона. Ему поручалось
составление описания Садонского месторождения и «Геологический
рапорт» о нем.
В 1843 г. император Николай I лично заинтересовался вопросом:
«Нет ли способа снабдить войска собственным российским свинцом?»
Ученый Комитет корпуса горных инженеров вновь командировал
Картерона, на этот раз с поручением исследовать не только Садон,
но и другие прииски на Кавказе. И вновь Картерон подтвердил: «из
числа всех месторождений самым благонадежным может считаться
Садонское месторождение». По его рекомендации правительство
через Кавказского наместника выкупило эти рудники и приступило к
подготовке их государственной эксплуатации. С этой целью с
алтайских заводов вызвали горного инженера Рейнке, и с ним
прислали 80 мастеровых с уральских заводов. Но первыми сюда
переселили группу рабочих с ближайшего к Северному Кавказу
Луганского литейного завода. Их разместили в палаточном лагере
на левом берегу р. Ардон недалеко от с. Салугардан. Получив
пособие по 30 руб. на каждую семью, переселенцы построили дома.
На выделенном для станицы [слободы] Алагир участке появилась
первая улица – Луганская. Затем прибыли рабочие с уральских
заводов, а вслед за ними – группа рабочих с алтайских
предприятий.
Так образовалась слобода Алагир; для безопасности жителей ее
обнесли валом и рвом. Прибывшие в Алагир рабочие селились
отдельными улицами: Луганская, Екатеринбургская, Барнаульская и
др. Уже в 1853 г. в Алагире насчитывалось 280 домов. В центре
слободы по плану известного художника князя Гагарина выстроили
церковь. Выстроенная в византийском стиле, она и сейчас
представляет большой архитектурный интерес.
Одновременно с устройством первых отрядов шахтеров и
металлургов, развернулось строительство «первого на Кавказе
казенного Алагирского серебросвинцового завода». Для обеспечения
экологической чистоты завод построили на расстоянии полуверсты
от слободы, «дабы отделяющиеся при свинцовой плавке газы не
могли вредить здоровью рабочих». Завод обнесли высокими
укрепленными стенами с несколькими башнями и многочисленными
бойницами».
Алагирское предприятие в первый год своего существования дало
27 пудов серебра и 7 тыс. пудов свинца. Однако
производительность завода с каждым годом росла. В 1861 г. завод
выплавил 40 пудов серебра и 10 тыс. пудов свинца.
Параллельно со строительством завода столь же быстрыми
темпами шла работа на самом руднике и по прокладке удобной
дороги между Алагиром и Садоном [33 км]. В ее строительстве
участвовали солдаты Кавказского корпуса, «рабочие из числа ряда
горских народов» – осетины, грузины, греки, армяне и др. В
конце 1852 г. строительство Алагирской [Военно-Осетинской]
дороги было завершено, а 21 мая 1853 г. – официально пущен
Алагирский серебро-свинцовый завод. Примечательно, что
полученный на заводе первый слиток серебра наместник Кавказа
князь Воронцов отправил императору Николаю I. В свою очередь,
император приказал одну часть слитка использовать на
изготовление сосуда для строившейся в Петергофе церкви, а другая
часть слитка пошла на сосуд для Исаакиевского собора. Причем, на
них сделали надписи: «они [сосуды] изготовлены из первого
серебра, выплавленного на Алагирском заводе 21 мая 1853 г.».
В 1895 г. Садонские рудники и Алагирский серебросвинцовый
завод передали в аренду бельгийским предпринимателям, а в 1897
г. завод закрыли. Производство перенесли во Владикавказ, где в
то время строился новый завод цветной металлургии.
Отметим некоторые черты из быта и домашнего хозяйства
алагирских рабочих. Каждый двор имел несколько голов крупного и
мелкого рогатого скота, лошадей, приусадебный участок, на
котором культивировались овощи и фруктовые деревья. Особенно
Алагир славился своими садами, массовое разведение которых
началось с середины XIX в. В дальнейшем садоводство
распространилось по всей Северной Осетии, включая ее горную
часть. К концу столетия крупные сады возникли в селе Унал.
Алагирские фрукты, главным образом груши и яблоки, отличались
высокими вкусовыми качествами, славились далеко за пределами
Осетии.
Слобода имела большой участок пахотной и сенокосной земли,
купленный казной для рабочих. Из этой земли для каждой семьи
выделялось по две десятины на посев кукурузы и 0,8 дес. под
картофель. Пастбищная земля находилась в общем пользовании.
Земля обрабатывалась, главным образом, женщинами.
Являясь «воротами» ущелья, Алагир имел важное военно-
стратегическое значение. Строительство дорог, в том числе
железной, положило начало расширению экономических и культурных
связей с другими уголками страны. Созданная за довоенное время
градообразующая база позволила преобразовать поселение Алагир в
город, что и состоялось 23 апреля 1938 г. по Указу Президиума
Верховного Совета РСФСР.
В 1959 г. в городе Алагир проживало около 15163 чел.;
1970 г. – 18161 чел.; 1979 г. – 19007 чел.; 1989
г. – 21132 чел.; 2002 г. – 21496 чел.; 2010 г. –
19442 чел.

Некоторые памятники истории и культуры:
Вознесенский собор [1830 г.; архитектор князь Г. Г. Гагарин].
Крепостная стена (1858 г.).
Бюст Чабахан Басиевой (1978, скульптор В. В. Козлов).
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Солнечный

Экстренные службы

  • 112 – МЧС РЮО
  • 101 – Пожарная служба
  • 102 – Милиция
  • 103 – Скорая мед. помощь
  • 104 – Аварийная служба газа
  • 105 – Водоканал
  • 806 5030 – Защита прав потребителей
  • 805 47 71 – Вывоз строительного и бытового мусора

Погода

Акция.

ЮОГУ

ЮОГУ

Королевство потолков

Цитаты

Деньги не портят человека, они просто показывают, кто он есть на самом деле.
Производство сайтов

Новости

«    Февраль 2020    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29  
Солнечный

Энергоресур

Объявления

Услуги по заправке картриджей и ремонту принтеров . Быстро недорого с гарантией!
10 лет качественной работы! Так же продаются Б/У принтеры в хорошем состоянии, фирмы: Canon, Samsung , HP и Xerox. Телефон для справок +7 929 804 44 74, спросить Колю

***
***

Радио ОНЛАЙН!

Радио ОНЛАЙН!

Осетия

Обсуждаемые новости